НАРОД И «ВАЗ» ЕДИНЫ В середине шестидесятых годов, когда лишь небольшая стайка «микролитралсных» «Запорожцев» дополнила отечественную автомобильную модельную гамму, стало очевидно — необходимо строить новые заводы. Ведь в 1964 г. в продажу поступало всего около ста тысяч легковушек ежегодно, а требовалось не менее миллиона. Было принято решение расширить московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) и построить такой же в Ижевске. Главной лее новостью тех лет стало возведение автогиганта в Тольятти, рассчитанного на ежегодный выпуск 660 тыс. машин. Выбор будущей модели был мучительным. Решение лее приобрести технологию под «ключ» у ФИАТа было обосновано и предложенной итальянцами ценой, и политическими мотивами. Да и модель, которая в 1966 г. завоевала титул «Автомобиль года», — «ФИАТ-124» по тому времени была на редкость современна и проста. Не случайно ее выпуск в десятке стран мира продолжался еще лет пятнадцать.
«ВАЗ-2101». 1970 г. Однако вскоре всесторонние испытания в Москве предлагаемого итальянцами автомобиля показали, что «ФИАТ-124» вовсе не так надежен, как о нем говорят. Слабыми оказались многие важные части машины от кузова до дисковых тормозов задних колес. Специалисты НАМИ под руководством главного конструктора Липгарта начали вносить существенные изменения в конструкцию автомобиля. Незначительно увеличив вес кузова, удалось обеспечить его надежность, задние дисковые тормоза были заменены на обычные барабанные. Но основное достижение — это совершенно новые двигатели 2101 и 2103 с верхним распределительным валом и новым карбюратором «Вебер», испытание которых началось в 1967 г. В правительстве страны торопились пустить первую очередь ВАЗа в апреле 1970 г. — к столетию со дня рождения В.И. Ленина. Но, несмотря на все усилия строителей и монтажников, только 9 сентября 1970 г. газеты смогли сообщить долгожданную весть: «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Автомобиль получил торговое наименование «Жигули», но это чисто русское слово оказалось с коммерческой точки зрения не идеальным — на ряде иностранных языков оно звучало неблагозвучно. Поэтому «ВАЗ-2101» и другие модели завода, предназначенные на экспорт, назвали «Лада». Хронология появления новых моделей «ВАЗ» и их основных модификаций: 1971 г. — появился универсал «ВАЗ-2102»; 1972 г. —«ВАЗ-2103»; 1974 г. — «ВАЗ-21011»; 1976 г. — «ВАЗ-2106», «ВАЗ-21061» (двигатель 1,5л),«ВАЗ-21063» (1,Зл)и«ВАЗ-2101б» (кузов 2101 с двигателем 21011); 1977 г. — «ВАЗ-21013» (кузов 21011 с двигателем 2101), «ВАЗ-21033» (1,3 л) и «ВАЗ-21023» (1,5 л); 1978 г. - «ВАЗ-21021» (1,3 л); 1980 г. — «ВАЗ-2105» и «ВАЗ-21051» 0,2 л); 1981 г. — «ВАЗ-21053» (1,5 л); 1982 г. - «ВАЗ-2107»; 1984 г. — «ВАЗ-2104»; 1985 г. — «ВАЗ-21043» (1,5 л). Еще с середины 70-х гг. основные усилия вазовских конструкторов были сосредоточены на создании новой переднеприводной машины. Опытные образцы были готовы в начале 80-х гг., но их доводка и подготовка производства, как обычно, требовали много времени — только в 1984 г. начался выпуск «ВАЗ-2108 Самара». Это была принципиально новая машина. Кузов имел более современную аэродинамику, а благодаря накопленному опыту его сумели сделать более защищенным от коррозии. Его форма вполне соответствовала автомобильной моде первой половины 80-х гг. (вспомним хотя бы «Лянча Дельта», «Фольксваген Гольф», японские модели). Новая компоновка потребовала создания иного силового агрегата, и «ВАЗ-2108» получил совершенно новые двигатель мощностью 65 л.с. и коробку передач, причем в доводке силового агрегата принимала участие фирма «Порше».
«ВАЗ-2110». 1996 г. 21 марта 1981 г. с конвейера Волжского автомобильного завода сошел 6-миллионный автомобиль «Жигули». В 1987 г. с конвейера сошли первые «девятки» — «ВАЗ-2109» с пятидверным кузовом хэтчбек. С 1988 г. «девятка» и ее модификации («ВАЗ-21091» и «ВАЗ-21093», отличающиеся двигателем) становятся самой массовой переднеприводной моделью ВАЗа. А появление на конвейере в 1990 г. седана «ВАЗ-21099» завершило процесс постановки на производство семейства «Самар». Сразу после выпуска «девятки» все конструкторские силы ВАЗа были ориентированы на разработку «десятой» модели, однако в конце 90-х гг., когда основные работы были завершены, началась модернизация автомобилей семейства «Са-мар». Обновленные модели должны были получить новые фары и более «круглый» передок, большие, окрашенные в цвет кузова, бамперы, новые задние фонари и заднюю дверь (или крышку багажника), доходящую до бампера. Для безопасности пассажиров в дверях появились специальные брусья, защищающие при боковом ударе. Подверглась изменениям и отделка салона, а панель приборов и регулируемый по высоте руль взяты от «ВАЗ-2110». Первой была подготовлена к постановке на конвейер «ВАЗ-2115» — модернизация «ВАЗ-21099». Трудным был путь на конвейер новой модели «ВАЗ-2110». Из-за тяжелого экономического положения завода постановка на производство заняла слишком много времени — только в 1996 г. с конвейера начали сходить первые автомобили. Кузов — четырехдверный седан — получил современную аэродинамическую форму в стиле биодизайна (многочисленные криволинейные поверхности без резких переходов). Большинство автомобилей оснащались двигателем от «ВАЗ-21083».
Источник: http://bibliotekar.ru/ |