Пятиступенчатая КПП ВАЗ 2101
До 1976 года ВАЗ выпускал единственнуюмодель коробки передач-2101, которуюставил на всe "жигули”. Затем появилась КП2121 с "повышенным” рядом,предназначенная для "Нивы” и ВАЗ-2106.
В 1979 году завод освоил КП 2105 для новогосемейства. Сегодня она производится в двухвариантах (четырех- и пятиступенчатая) иидет на все "жигули” и "Ниву. А прежниеагрегаты сняли с производства еще в 1987году. Однако запчасти к ним делали оченьдолго. Поэтому в продаже до сих порвстречаются детали разных поколений. В чемих отличие? Начнем с первичного вала. 2101имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 -19 зубьев. А вариант, что ныне ставят наконвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1).Средняя розничная цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацеплениянарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венцепромежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться,посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен дляпятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие -резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе сболтом его можно купить за 520 руб.

Вторичные валы в сборе у всех "четырехступок” взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестернепервой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи,ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105 -98,8 мм (фото 3).
У "пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем 550 руб.

Что будет
Вы решили добавить своей "старушке” пятую передачу? Если коробка передач древняя, типа 2101 или2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, кчетырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнемутакже - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.),шестерни пятой передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода(400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Стараяимеет две опоры - в картере КП и задней крышке. У "пятиступки” опора в крышке отсутствует.Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото7). Если тратиться на новую пластину не хочется (50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и вилка включения пятой передачи изаднего хода (фото 8) обойдутся в 420 руб. Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400 руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая - 550 руб. (фото 10). Если у вас 'Нива',поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не все.Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. (фото 11), модернизированнаяопора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блокашестерен - 70 руб.


Чем сердце успокоится
Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 8000 рублей. Затраты на самостоятельнуюпеределку - 3900.
Источник: http://auto10.in.ua/